https://р62.навигатор.дети/program/10381-krasota-mira-4-klass
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (уголь, цветные мелки). Графические техники изображения (элементы аэрографии).
Графическая практика
Пейзаж в графике. Натюрморт в графике. Освоение приёма аэрографии в композиции «Космический пейзаж». Рисование иллюстраций к былине, сказке, народной песне в лубочном стиле. Изображение фигуры человека в движении. Рисование интерьера.
«Живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения.
Живописная практика
Абстрактная композиция. Создание пейзажных композиций. Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи). Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам .
«Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы, инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности.
Практика по лепке
Лепка животного, живущего в дикой природе, по фотографиям. Рельефная композиция — проект памятной доски народному герою или воинам-защитникам. Скульптурная батальная композиция. Жанровые сценки.
«Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Папье-маше. Металлопластика. Техника безопасности.
Декоративно-прикладная практика
Аппликация по мотивам русской вышивки. Образ-символ в архитектурном орнаменте и воплощение его в материале. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Декоративный натюрморт. Сюжет-импровизация по мотивам лаковой миниатюры. Сюжетная декоративная композиция по мотивам городецкой росписи.
«Архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности.
Практика конструирования и макетирования
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение в графическом редакторе. Разные виды изб и надворных построек. Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы, закомары, глава, купол. Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода . Макеты древне- русского и средневекового европейского города .
«Восприятие произведений искусства»
Практика восприятия и выставочная практика
Произведения детского творчества . Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры. Памятники древнерусского каменного зодчества. Памятники русского деревянного зодчества . Художественная культура разных эпох и народов. Произведения предметно-простран- ственной среды, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире . Книги-сказки о происхождении мира; сказки с волшебными предметами, отражением в иллюстрациях народного (мужского и женского) костюма; книга-песенник с колыбельными песнями.
«Азбука цифровой графики»
Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений . Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузка двух фаз движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и сохранение простого повторяющегося движение своего рисунка. Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям мира. Фотографирование на пленэре. Фотозарисовка.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель рабочей программы — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями. Пространственные представления и сенсорные способности; выявлять доминантные черты; находить ассоциативные связи; сопоставлять части и целое; анализировать пропорциональные отношения частей; абстрагировать образ реальности; соотносить тональные отношения; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять исследовательские и аналитические действия в процессе восприятия произведений; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам, по назначению в жизни людей, по жанрам. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для получения информации; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями. Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями. Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место, бережно относиться к используемым материалам; контролировать свою деятельность .
Предметные результаты
«Графика». Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках. Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов; применять эти знания при изображении персонажей сказаний и легенд или представителей народов разных культур.
«Живопись». Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон. Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме. Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, пожилого человека, детского портрета или автопортрета, портрета персонажа. Создавать двойной портрет. Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город». Участвовать в коллективной творческой работе по созданию панно на темы народных праздников.
«Скульптура». Лепка из пластилина эскиза памятника.
«Декоративно-прикладное искусство». Показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи. Показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры. Познакомиться с традиционными женским и мужским костюмами у разных народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.
«Архитектура». Познакомиться с конструкцией избы и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы. Уметь изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма; иметь представление о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь представление о древнегреческой культуре. Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (или романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их.
«Восприятие произведений искусства». Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве. Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока; уметь обсуждать эти произведения.
«Азбука цифровой графики». Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства. Освоить анимацию повторяющегося движения изображения в виртуальном редакторе gif-анимации. Совершать виртуальные путешествия по художественным музеям мира.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Программа для учащихся МБОУ "Лицей № 52" г. Рязань.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Условия реализации программы предполагают использование специализированного кабинета, оборудованного рабочими столами, стульями, мойкой, ноутбуком, проектором, экраном, документ-камерой, шкафами для учебно-практического и методического материала.