Кабинет истории представляет собой комплексную материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное воздействие на весь учебно-воспитательный процесс.
Кабинет – это не только база занятий с учащимися, но и место методической работы учителя. В условиях кабинета, в котором находится фонд учебно-наглядных пособий, технические средство обучения (ТСО), библиотека, деятельность учителя становится более творческой. Создавая наилучшие условия для методического творчества, кабинет предъявляет более высокие требования к подготовке учителя не только общеобразовательной, но и специальной (коррекционной) школы. Постоянно расширяется круг знаний, без которых успешное преподавание предмета становится затруднительным. Учитель должен быть хорошо знаком с содержанием диафильмов, кинофильмов, фонозаписей; таким образом, его подготовка к урокам в известной мере переносится в кабинет. С организацией и оснащением кабинета разнообразными средствами обучения перед учителем встает вопрос о комплексном использовании их на уроке.
Особенно тщательно к оформлению кабинета истории следует подходить учителю специальной (коррекционной) школы, помня о том, что излишнее украшательство стен класса только рассеивает и без того слабое внимание учащихся с нарушением интеллекта, мешает им целенаправленно воспринимать излагаемый учителем материал, сосредоточиться на серьезной работе во время урока.
Неразумно рассматривать кабинет и как мастерскую по изготовлению самодельных наглядных пособий, как выставку этих ученических изделий. При правильной организации учебного процесса наличие кабинета истории отражается на уровне обучения истории, отношении учащихся к предмету, проведении внеклассной историко-краеведческой работы.
База кабинета истории складывается из трех основных элементов: оборудования в виде специальной мебели и приспособлений, необходимой аппаратуры и фонда учебных пособий.
1. Оборудование кабинета включает в себя:
а) классную доску, магнитную доску;
б) специальные приспособления (зажимы, крючки, стойки) для демонстрации картин и карт;
в) проекционный экран;
г) учительский стол с приспособлениями для демонстрации предметов и объемных пособий;
д) столы со стульями для учащихся;
е) шторы на окнах для быстрого затемнения класса при использовании световой наглядности;
ж) технические средства обучения, их рациональное размещение.
Музей боевой славы Героя Советского Союза В.А. Молодцова
Клуб "Прометей"
Клятва прометеевцев:
Клянемся:
- Неустанно изучать жизнь и героическую борьбу Владимира Александровича Молодцова и его боевых друзей.
- Учится, жить и бороться, как Молодцов.
- Нести факел знаний людям.
- "Все, что знаем и узнаем о Молодцове - отдадим им."
Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей лицея, Великой Отечественной войны, локальных войн, а также с историей и культурой Рязани и Рязанской области.
Основными функциями музея являются: - создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности школы музейными средствами и методами; - организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы; - осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности; - документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку; - постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы.
Основными направлениями деятельности музея являются:
• комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;
• экспозиционно-выставочная работа;
• образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.
Музей был открыт в школе №52 19 февраля 1983 г. История создания музея началась в 1980 году, когда прилегающая к школе улица была названа именем героя. В школе появилась поисковая группа «Прометей», которая собирала и изучала материал о жизни, борьбе и подвиге Владимира Александровича. Возглавила поисковую работу учитель русского языка и литературы Андрюхина Людмила Кузьминична.
Второе рождение музея было в 1999 году. Под руководством Столяровой Ольги Клавдиевны ребята изучали фонд музея. Они пополнили его материалами, копии которых предоставил Рязанский краеведческий музей, где есть экспозиция, посвященная Владимиру Александровичу. Активисты мечтали побывать в городе-герое Одесса, в катакомбах, где сражался отряд Молодцова-Бадаева. И мечта осуществилась летом 2001 года, когда научно-исследовательская экспедиция вторично за историю музея отправилась в Одессу. Была составлена хроника борьбы в оккупированной Одессе с июля 1941 года по весну 1944. Удалось и пополнить музейный фонд.
В 2019 году музею Боевой славы Героя Советского Союза В.А. Молодцова были выделены денежные средства в размере 500 000 рублей из областного бюджета. Приобретено и установлено новое современное оборудование – интерактивная доска с короткофокусным проектором, ноутбук, аудиосистема, документ-камера.
Основной и вспомогательный музейный фонд:
Музей насчитывает 245 экспонатов, 125 из которых - подлинные. Среди экспонатов - фотографии, письма военных лет, копии личных вещей В.А. Молодцова, «священная земля» и ракушечник из города-героя Одессы, материалы о жизни и творчестве Антонины Усаченко, автора памятника В. А. Молодцову, материалы о жизни и деятельности участников Великой Отечественной войны, локальных войн. Основные фонды музея содержат вещественные и документальные реликвии Великой Отечественной войны, живописные портреты и исторические картины.
Среди значимых и ценных экспонатов музея можно выделить:
- Фотографии времен Великой Отечественной войны, макеты документов Владимира Александровича, два портрета Молодцова, а также портреты его детей. Спил березки, посаженной Владимиром Александровичем в детстве, а также листочек с нее.
- Документы, фотографии и награды Антонины Усаченко. Две скульптуры ее авторства - "Душа" и "Встреча".
- Фотографии и реликвии, связанные с историей создания музея на базе школы №52 города Рязани.
В нашем музее поводятся различные мероприятия – экскурсии, круглые столы, квесты и квизы. В рамках курса внеурочной деятельности «Музейное дело» для 7-9 классов организовано обучение волонтеров отряда «Поиск». Ребята проводят экскурсии, участвуют в конкурсах, разрабатывают проекты и мероприятия патриотического и просветительского характера. Среди активистов нашего музея учащиеся 6-10 классов лицея.